18.08.2022
29.01.2021
В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.
Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже. Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию.
Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера!
Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка. Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Памятка для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
«ПОНИМАЮ» и «ПРИНИМАЮ»
Правило 1. Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности. Ни в коем случае не стоит стыдиться своего ребенка.
Правило 2. Чаще хвалите ребенка. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте, давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, что не вышло, в другой раз получится”.
Правило 3. Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким – с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите или тетя Дуся из соседней квартиры? Почему их мнение для вас так важно?
Правило 4. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Начните с того, что ребенок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко больше. Правильная помощь и в нужное время принесет успех и радость и ребенку, и тем, кто ему помогает. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.
Правило 5. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине. Лучше подумайте о том, что уж он-то точно, ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему. Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Как показывает опыт, люди в своем большинстве гораздо более терпимы, чем это кажется на первый взгляд. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего малыша со всеми его чудачествами. Общение с другими людьми, детьми, возможно, поможет вашему ребенку в будущем. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
Правило 6. Ребенок не требует от вас жертв. Жертв - требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.
Правило 7. Рассказывайте о них – пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход! Кроме того, семьям полезно общаться между собой. При таком общении не редко родители перестают чувствовать свое одиночество, свою обособленность и особенность. Ощущение того, что существуют семьи с такими же проблемами, не редко приободряет, а семьи, прошедшие этот путь раньше могут помочь советом по уходу за ребенком. Родители, общаясь между собой не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам подборку информационных ресурсов, которые, возможно, будут для Вас полезны и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку.
Информационная поддержка для родителей
- Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»
- Сайт для родителей особых детей
- Сайт межрегиональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей
- Семейный центр "Солнечный луч" (для родителей детей с РАС, синдром Дауна, ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, эпилепсия)
- НЕКОММЕРЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С СИНДРОМОМ ДАУНА "СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ"
Тематические разделы в СМИ:
28.10.2020
17.11.2020
09.09.2020
Уважаемые
родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется
содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей.
Что не может сделать один, мы делаем вместе!
1. Проявляйте
инициативу, обращайтесь за помощью к специалистам дошкольного учреждения, получите индивидуальные, семейные
консультации, участвуйте в тренингах для родителей и детей. Старайтесь
прислушиваться и следовать рекомендациям специалистов, занимающихся с вашим
ребёнком.
Помните, вы не виноваты, что так случилось. Примите ситуацию как данность, не
думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как жить дальше.
Помните, что все ваши страхи и «тёмные» мысли ребёнок чувствует на интуитивном
уровне. Ради успешного будущего вашего ребёнка постарайтесь найти в себе силы с
надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.
Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу,
делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период
может помочь психолог или те родители, у которых ребёнок с похожими
трудностями, и они успешно преодолели нелёгкий период.
Общайтесь с другими родителями, делитесь опытом, вашими успехами в обучении,
воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти
друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.
2. Читайте. Читайте как можно больше. Изучайте
доступную информацию, чтобы быть «в теме», знать особенности развития вашего
ребенка и пути помощи, приемы, игры, возможности. Постоянно возвращайтесь к уже
прочитанному, стимулируйте себя, ведь информация забывается, мы устаём, мы
привыкаем к текущему положению вещей, попросту – расслабляемся, перестаём
поддерживать связь со специалистами, ежедневно играть и заниматься с ребёнком.
А ведь чтобы поддержать ребёнка и помочь его развитию, занятия ежедневные и
регулярные – условие необходимое.
3. Соблюдайте
ВСЕ рекомендации учителя – логопеда.
Нарушения речевого развития – препятствие для развития в целом, поэтому
необходимо ежедневно тренировать ребёнка в выполнении артикуляционной
гимнастики и других заданий учителя-логопеда.
4. ОБЩАЙТЕСЬ
С РЕБЕНКОМ. Самооценка
ребёнка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, чтобы ребёнок
верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищённости, позитивного
мировосприятия и интереса. Для этого очень большое значение имеет общение.
Интересуйтесь событиями жизни ребёнка, его мнением. Например, задайте своему
ребёнку вопросы о том, что он нового узнал сегодня в саду.
Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память.
Помните, чтобы ребёнок знал, как себя вести и что сказать в разных ситуациях,
его надо этому научить. Просто наблюдая за вами, «со временем», он этому не
научится. Учите, что надо сказать, когда сказать, как подойти, что ответить в
том или ином случае. Отрабатывайте разные ситуации общения сначала в игре
(приход в гости, поздравление с днем рождения, звонок по телефону маме на
работу, разговор с чужим человеком на улице и т.п.), а потом и в реальной
ситуации. На первых порах всегда будьте рядом, подсказывайте, поддерживайте
ребёнка. Учите просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для
общения ребенка со сверстниками, друзьями, т.к. никакие средства массовой
информации не заменят живого общения. Чем раньше ребёнок начнет общаться с
другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в
будущем. Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в
общении с детьми, между собой и с другими людьми. Ребёнку с первых месяцев
жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
5. Что
делать НЕ НАДО.
Не смотрите на ребёнка как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется
постоянно его опекать. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребёнку, не делайте за
него всё, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая
гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях,
элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные
качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.
Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не
"над", а "рядом". Ребёнок в 4-5 лет может и должен самостоятельно
одеваться и раздеваться, складывать свою одежду в шкаф, убирать игрушки,
помогать накрывать на стол и убирать со стола, может вытереть пыль и протереть
полы. Ребёнок – ваш главный помощник. Приучайте его выполнять домашние
обязанности и поручения, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте
умения и навыки по самообслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие
и приспособительную активность, делает ребёнка самостоятельным и менее
зависимым. Предоставляйте ребёнку разумную самостоятельность в действиях и
принятии доступных ему решений.
Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не
жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все. Дарите ребёнку свою
любовь и внимание, и помните, что есть и другие члены семьи, которым вы тоже
нужны.
Помогайте ребёнку в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и
терпеливо отказывать в случае необходимости, это позволит ребёнку
ориентироваться в социальных условиях среды, проще говоря – понять, что хорошо,
а что плохо, какое поведение правильное, а какое неправильное, когда и почему.
Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с
ЗПР это важное условие.
Интересуйтесь мнением ребёнка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то
ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребёнка и согласиться с ним. Это
не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребёнке чувство
самоуважения.
6. Помните
о домашних занятиях.
При задержке психического развития у ребёнка ослаблена память, не сформировано
произвольное внимание, замедлено развитие мыслительных процессов, поэтому
материал, изученный в детском саду, необходимо повторять и закреплять дома,
тренировать и отрабатывать использование знаний и умений в разных условиях. Для
этого специалисты дают вам домашние задания на повторение изученной темы .
Первоначально задания выполняются ребёнком с активной помощью родителя,
постепенно приучая ребенка к самостоятельности. Необходимо приучать ребёнка к
самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно
выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
Важно определить, кто именно из взрослых будет заниматься с ребёнком по заданию
дефектолога. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня.
Постоянное время занятий дисциплинирует ребёнка без лишних слов, помогает
усвоению учебного материала. Занятия должны носить занимательный характер
обязательно! Мы не учимся, мы – играем.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь,
что вам все понятно. В затруднительных случаях консультируйтесь у педагога.
Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые
рекомендует учитель – дефектолог.
И главное - занятия должны быть регулярными. Вспоминать узнанное, закреплять
знания вполне возможно во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но
некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а
также отсутствия отвлекающих факторов. Занятия должны быть непродолжительными,
не вызывать утомления и пресыщения.
Игры и занятия должны быть разнообразными, чередуйте занятия по развитию речи с
заданиями по развитию внимания, памяти, мышления. Чтобы ребёнку было легче
удерживать внимание, не забывайте про «переменки» - через 8-10 минут после
начала занятий поиграйте в подвижную игру, сделайте несколько физических
упражнений.
Выделите дома специальное отдельное место для игр, занятий и отдыха. Позвольте
ребёнку самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест.
Будьте терпеливы с ребёнком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
Отмечайте малейшие успехи, учите ребёнка преодолевать трудности.
Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
7. Развивайте
у детей специальные умения и навыки.
Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребёнка. Стимулируйте его
приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Научите
детей техникам концентрации внимания, переключения внимания, расслабления,
регуляции эмоционального состояния, отдыха.
8. Помните
о своих интересах и желаниях.
Живите полноценной жизнью, получайте удовольствие от любимых занятий, хобби,
участвуйте в интересных событиях, читайте интересную литературу (специальную и
художественную). Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше
сможете дать и вашим детям.
9. Отслеживайте,
как идет развитие ребёнка.
Вспомните школьные годы и заведите дневник наблюдений. Записывайте, что нового
в поведении, эмоциональном развитии, чему ребенок научился, что узнал. Такой
дневник – ваш стимул и поддержка, перечитывая записи, вы увидите, как идет
развитие, сможете понять, что необходимо делать, чему научить, что повторить, а
что скорректировать. Подобные записи ведут все специалисты. Станьте
специалистом по своему ребёнку. Это придаст вам уверенности и спокойствия,
организует вашу жизнь.
10. Заботьтесь
о здоровье и прививайте этот навык детям.
Занимайтесь спортом (плавайте, катайтесь на велосипеде, лыжах и т.д.), гуляйте,
ведите активный образ жизни, следите за питанием. Научите детей заботиться о
других – это стимулирует развитие.
Заботьтесь о себе. Следите за своей внешностью, поведением, эмоциональным
самочувствием. Ваше самочувствие, здоровье и настроение – основа качества жизни
вашей семьи. Ваша бодрость и вера в лучшее лучше всего поможет ребенку
справляться с трудностями, даст ему внутреннюю опору на всю жизнь.
Поддерживайте дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и
знакомыми.
Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес
посторонних к вашему ребёнку в присутствии незнакомых людей и вашего ребёнка.
Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.
Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте
его к будущей жизни, говорите о ней.
11. Своевременно
консультируйтесь и проводите лечение ребенка у врачей, к которым направляют специалисты.
Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант
психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития
психики таких детей лежит та или иная несостоятельность
структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого
повреждения мозга. Поэтому сопровождение врачом–неврологом необходимо: он может
выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно
воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю
заторможенность или возбудимость ребёнка, нормализовать сон, активизировать
работу клеток головного мозга.
29.01.2021
Добрый день, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Давайте вспомним: каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?
Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность, также недоразвитие мелкой моторики и зрительно - двигательной координации. Дети с ОНР (общим недоразвитием речи) имеют нарушения всех видов моторики: общей, мелкой, артикуляционной.
Движения рук бывают неловкими, несогласованными.
Упражнения для развития общей и мелкой моторики направлены на повышение функционального уровня систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой), на развитие таких двигательных качеств и способностей ребенка, как сила, ловкость, быстрота. При любом виде отклонения от возрастной нормы развития и при любой тяжести этого отклонения для ребенка можно создать условия, обеспечивающие положительную поступательную динамику его развития.
У детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) большие внутренние резервы, часто бывают очень хорошие природные способности. Однако проявлять их из-за ограничения в развитии речи, гипервозбудимости или заторможенности, замедленных развитий психических процессов этим детям трудно. Значит, цель проведения коррекционной работы – помочь им реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействия на все сферы личности ребенка. Коррекционная работа ведется на основе принципа формирующего и щадящего обучения. Это необходимо для подготовки детей с ОВЗ к успешной интеграции. Она ориентирована на целостную коррекцию личности и развитие познавательной и эмоциональной сфер детей с проблемами в развитии.
Одно из направлений коррекционной работы с ребёнком, имеющим нарушения речи - развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Другими словами, ручная ловкость, которая включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Как и любое обучение – развитие моторики требует своей последовательности и разнообразных форм.
1.Начинать необходимо с массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого проговариванием чистоговорок, стихотворений и потешек.
2.Пальчиковая гимнастика.: упражнения с пальчиками и ладошками привлекут внимание дошкольников и научат выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать различные фигуры), при этом необходимо речевое сопровождение:
«Этот
пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!»
3. Упражнения с предметами (шарики, валики, пружинки) и с добавлением стихотворений, помогут запомнить познавательный материал:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
4. Самомассаж бельевой прищепкой: можно "покусать" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
5. Игры с прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
6. Упражнения с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной. Учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми пальчиками.
7.Игры со счетными палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.
8. Игры с мелкими сыпучими предметами: различными крупами, песком, пуговицами, бусинками и т.п. «Найди предметы», спрячь, постой дом и площадки, рисование на разносе, выкладывание рисунка. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем ( песок, различные крупы, пластмассовые дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут он перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, ощупывая пальцами его отдельные элементы. Перебирание и перекладывание предметов, опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. Использование бус, мисок-вкладышей, баночки с крышками, собирание пазлов и мозайк.
9. Игры с жидкостью: определение температуры воды (через кружку, опусканием пальцев внутрь).
10.Различные виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков.
11. Упражнения на формирование графических умений и навыков – обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке.
12. Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики и формированию связной речи ребенка с ОВЗ, речевой патологией, обогащению словаря.
Таким образом, развитие мелкой моторики руки влияет на развитие речи ребёнка, таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка с ОНР , мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка. И самое главное, мы заботимся о его здоровье.
01.09.2020
Адаптация - это приспособление организма к существующим условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В детском саду большинство условий будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется приспосабливаться и привыкать.
Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому саду, чем обычные дети. Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша. Воспитателям полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а ответственная позиция родителей ребенка, поможет своему малышу плавно "влиться" в новую атмосферу ДОУ. Со стороны родителей необходимо проводить очень большую подготовительную работу и активно участвовать в решении проблем адаптационного периода.
Советы родителям:
- больше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;
- старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т.д.).
- в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка;.
Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.
Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!